Международный анимационный фестиваль «КРОК»

фестиваль-крок20 сентября 2015 года открывается международный анимационный фестиваль КРОК – самый значительный интернациональный анимационный смотр на постсоветском пространстве. Традиционно КРОК будет проходить на корабле – на этот раз судно поплывет из Москвы в Петербург – однако в этом году, абсолютно вопреки традиции и впервые в истории конкурсная программа КРОКа в полном объеме будет показана и на суше тоже. Сориентироваться в московских показах, которые пройдут в кинотеатрах «Факел», «Звезда», «Сатурн» и «Космос» поможет небольшой гид Марии Терещенко.

Для тех, кто интересуется мультипликацией, показы КРОКа в Москве – это большое событие. Если задуматься, это первый случай, когда в столице демонстрируется полноценная конкурсная программа международного анимационного фестиваля. Несмотря на огромное количество анимационных и околоанимационных событий, происходящих в городе, москвичи до сегодняшнего дня не имели шанса увидеть, что такое качественный анимационный фестивальный конкурс в его чистом и непосредственном виде. Так, например, Большой фестиваль мультфильмов показывает в основном работы, уже получившие определенное реноме, а еще один смотр, проходивший в Москве несколько лет подряд – Linoleum – делал ставку именно на пограничные работы, часто игнорируя их профессиональные качества… в общем, все не совсем то.

Просмотр довольно большого (17 программ), репрезентативного (а КРОК вполне стремится к репрезентативному отражению существующей в анимационном мире картины), тщательно отобранного (над формированием смотра работает селекционная комиссия из заслуженных художников, режиссеров и критиков) конкурса – это серьезный новый опыт для тех, кто вдруг (возможно) рискнет посмотреть всю фестивальную программу целиком (или хотя бы основную ее часть).

Для начала, пожалуй, удивит разнообразие: пожалуй, это первое, что шокирует неподготовленного зрителя на полноценных анимационных фестивалях. Разнообразие техник, эстетик, творческих подходов… сложно понять, как все это может называться одним словом «мультфильм». Ведь рядом – и детская рисованная комедия, и что-то совершенно непонятное, мутное, провокационное, неизвестно как и из чего сделанное. А в промежутке – пластилин и песок, странно двигающиеся живые актеры и растекающаяся по асфальту вода, куклы, компьютер, перекладка, масляная живопись… невероятный калейдоскоп милого, вперемежку со страшным, до нелепости кустарного вперемежку с завораживающе профессиональным. Не всегда удается даже сформулировать собственное отношение к происходящему на экране: нравится? Не нравится? А уж сформулировать более объективные оценки и того бывает труднее. Одно становится определенно: анимация – это огромный и невероятный по широте своих возможностей пласт искусства.

Лучшие фильмы прошлых КРОКов

Конечно, далеко не каждый зритель стремится открывать новые горизонты восприятия… что ж, оно и понятно. Иногда хочется просто посмотреть хорошее кино, так чтобы не задаваться вопросом, насколько экранное зрелище вообще можно считать искусством. И в этом случае несомненно лучше пойти в кинотеатр «Космос», где демонстрируется очередная селекция лучшего, а именно – призеры и фавориты двух предыдущих КРОКов. Всего 5 программ с разным возрастным цензом (на который несомненно стоит обращать внимание, ибо мультипликация, как известно, может быть взрослой, включать в себя эротические изображения, а также черный юмор и много других вещей, которые не стоит показывать детям). Два сеанса – с КРОКа 2014. Надо заметить, что КРОК чередует (по четным и нечетным годам) как бы два конкурса: студенчески-дебютный и профессиональный. Так вот 2014-й год был как раз студенчески-дебютным, так что фильмы в этих программах покороче… ну и вообще, сделаны молодыми режиссерами. В этих программах – трогательный кукольный «Болесь» (про жажду любви и муки творчества), наполненный человеколюбием фильм «Друзья», чарующая калейдоскопическая «Симфония №42», нашумевшая «Истинная картина» (авторы там парадоксально сочетали трехмерные объекты с изображениями, написанными на стене), и, конечно, очаровательная «Корова в кружке» — гран-призер того самого КРОКа.

В программах 2013-го года есть более масштабные работы: получасовой французский «Морозко», почти полнометражная история про Шерлока Холмса, созданная Алекандром Бубновым… а также несколько фильмов, которые действительно нашумели: хоть бы тот же «Трамвай» Михаэлы Павлатовой, который получил множество престижных призов, а к тому же еще и премию «Оскар». Рядышком с этой историей об одиночестве и сексуальных фантазиях – завораживающая короткометражка про маугли («Дикий»), макабрический анекдот из Молдавии («Джи. Смерть пролетает»), сентиментальный рассказ об одном паломнике, который искал Бога, а нашел девушку («До Сантьяго») и невероятный как по содержанию, так и по изобразительному решению музыкальный ролик из Белоруссии («Как служил же я у пана»).

Фильмы для детей

Две детских программы будут показаны в кинотеатре «Сатурн»: это компиляция из двух конкурсных категорий фестиваля – «фильмы для детей» и «заказная анимация». Из второй в программу попали сериалы и циклы-альманахи, такие, как «Сказки старого пианино», «Везуха» и проч.

Из брендированных фильмов есть в программах также и эпизоды из новой «Веселой карусели» — этот альманах, снова запущенный на студии «Союзмультфильм», возвращает себе зрительскую любовь и снова становится символом качественной детской короткометражной мультипликации.

Из зарубежных фильмов в программе можно увидеть очаровательные европейские короткометражки – про маленького жирафа и больших жирафов, про мальчика, который не мог заснуть, про ленивого, но находчивого ребенка, который добивается больших успехов.

Помимо этих двух программ, а также демонстрируемого в кинотеатре «Космос» сборника «Моя мама – самолет», с детьми можно пойти на один из конкурсных показов в кинотеатре «Звезда», а именно – на программу №8, которая озаглавлена «Раз, два, tree» — по названию французского фильма нашей соотечественницы Юлии Ароновой, рассказывающего о том, как скучно бывает деревьям стоять на одном месте, когда вокруг так много всего интересного. Помимо этой шикарной короткометражки, в программу вошли «Чужой среди айсбергов» (анекдот о петухе среди пингвинов) и фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», который можно смотреть лет с 6 и вплоть до 99.

Мультфильмы для взрослых

В основном КРОКовские программы адресованы взрослой аудитории: многие из них имеют маркеры 16+ и 18+. Конкурс делится на несколько категорий: фильмы короче 5 минут, фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут, фильмы длиннее 10 минут, а также Off Limits — категория, в которую фестиваль включил якобы спорные работы. Выделение последней не очень, впрочем, понятно. Если некоторые фильмы и впрямь могут вызывать вопросы… ну, например, можно задуматься о том, насколько правильно считать анимационным фильм Андрея Бахурина Hard + Soft. Или что курил автор фильма «Дом бессознательного»… то другие фильмы совершенно легко могли быть включены в другие категории. «Мадам и дева» Натальи Мирзоян, «Золотые яйца» Анны Шепиловой и даже экспериментальный Bokus Mang Александра Свирского — это совершенно классические образцы аниматографа.

Тем не менее в общем и целом программы Off Limits (№№ 13-14) предлагают более острый, провокационный и экспериментальный контент, на что зрителям стоит обратить внимание при выборе сеансов.

За более динамичным, внятным и увлекательным стоит идти на программы из первых двух конкурсных категорий. Даже если тот или иной фильм остро не понравится, он гарантированно сменится другим достаточно быстро. Впрочем, в первой программе (№1 Super 8) мало что может сильно не понравиться. Здесь все лаконично, емко, ярко и образно: музыкальная история с летальным концом про поиски лучшей жизни, яркий гротеск про опасности и ужасности городского движения — с печальным выводом, что «правды нет и выше», изящнейшие киностихи (от выпускников французских анимационных школ)… в общем, чего тут только нет, и практически все превосходного художественного качества.

Программы №№ 2 и 3 (20 рисунков, одно объятье, Дождливые дни) предлагают уже более развернутые высказывания. Тут и история небрежного галактического почтальона, которому нужно доставить очень маленькую посылку на очень маленькую планету, и хокку про поиск себя, обрамленное чайной техникой (фильм «Дождливые дни» был нарисован чаем) и дождливым настроением, и яркая абстракция с биологическим орнаментом «Чудо», и оживающая живопись, и даже нравоучительный фильм про родительскую любовь и планирование семьи («Курица»).

Большие истории и амбициозные фильмы, конечно, стоит искать в третьей категории (программы №№ 4-10). Именно в нее вошли почти скандально известные в анимационном мире «Бегемоты» Петра Думалы, рассуждающие о зверином в человеке, и пока еще не слишком известный, но уже завоевавший призы «Хозяин» Рихо Унта (опять же рассуждающий о зверином в человеке), и не лишенные провокационности «Пилоты» эстонского гения Прийта Пярна, и страшные до внутреннего содрогания «Собаки» от испанских кукольников Марка Риба и Анны Соланас.

Традиционно фестиваль КРОК включает в программу множество российских картин, поэтому показы позволят не только увидеть яркие зарубежные работы, но и посмотреть на новые российские, в том числе и на те, названия которых постоянно звучат в последнее время в прессе. «Мы не можем жить без космоса», «Мой личный лось», «Брут», «Мужчина встречает женщину».

www.kino-teatr.ru