Фестиваль российского кино в Ницце

фестиваль-российкого-кино-в-ницце«Франкофонией» Александра Сокурова в Ницце открылся 3-й Фестиваль российского кино, подготовленный Госфильмофондом России и мэрией Ниццы и тематически приуроченный к 70-летию окончания Второй мировой войны.

Начало фестиваля ознаменовалось двадцатиминутной овацией российскому режиссеру — ведь Сокурова французская публика не просто хорошо знает и любит, а, как оказалось, буквально боготворит. На закрытие ждут еще одного гражданина России — актера Жерара Депардье, чьи связи с Госфильмофондом из личных дружеских с генеральным директором Николаем Бородачевым на фильме «Распутин» переросли в крепкие творческие. А далее вылились и в знаковые политические, о которых говорил и показывал весь мир, когда легендарный актер французского кино демонстрировал свой новый российских паспорт и получал российскую прописку.

Между этими двумя визитами от Сокурова до Депардье в программе российского фестиваля в Ницце —  шесть предпремьерных показов и богатая подборка документальных и художественных фильмов на военную тематику — от классики Михаила Калатозова «Летят журавли» до премьер этого года — «Битвы за Севастополь» Сергея Мокрицкого и «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова.

Коллекция шедевров российской мультипликации, которую представляет Гарри Бардин; вечер, посвященный эскадрилье «Нормандия-Неман», сеансы памяти русско-французского художника-графика, аниматора, изобретателя игольчатого экрана Александра Алексеева, — и это лишь часть афиши российского фестиваля. Фестиваля, столь стремительно набирающего популярность в Ницце, что теперь здесь даже появилась новая необычная для Франции традиция — занимать на улицах очередь на русские сеансы (все — бесплатные). Это вопреки всем сегодняшним сложностям международных отношений, и учитывая всю нетипичность для Франции самого явления как такового — громадных уличных очередей.

«Ницца — это город, где русские всегда были своими, — комментировал это явление генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев. — По моему мнению, развитие культуры — это ключ к решению если не всех, то почти всех проблем любого общества, ведь чем более развита каждая личность, тем более развито общество в целом. Кинематограф в этом смысле является универсальным средством. Россия и Франция — государства, которые наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранят традиции. Именно поэтому нам важно поддерживать дружеские отношения, раскрывая многогранность наших национальных культур, осознавая их интеграцию в общемировой процесс и давая возможность знакомиться с культурными достижениями наших стран. Для этого и существует фестиваль российского кино в Ницце».

Российские показы проходят в кинотеатрах «Варьете», «Пате Массена» и в Синематеке Ниццы — государственной организации, своего рода французского аналога (и постоянного партнера) Госфильмофонда, ежегодно показывающей до 400 некоммерческих фильмов, считающихся произведениями искусства, а также знакомящей широкую публику с историей кино разных стран.

Из российских режиссеров в разные годы здесь рукоплескали Карену Шахназарову, Павлу Лунгину, Вадиму Абдрашитову, Александру Прошкину, Марлену Хуциеву и многим другим. В этом году на открытии 3-го Фестиваля российского кино чествовали Александра Сокурова, действительно очень хорошо подготовившись к его приезду. Синематека Ниццы на деньги мэрии Ниццы и при научной помощи Госфильмофонда выпустила альбом с подробной биографией, полной фильмографией Сокурова и подборкой рецензий из французской прессы о каждом его фильме в отдельности и творчестве в целом.

А в рамках мастер-класса Сокурова из серии «Уроки кино» в Синематеке Ниццы осуществилось невозможное. За один вечер, который длился около пяти часов, не потеряв по ходу ни одного зрителя переполненного зала, была представлена вся сжатая ретроспектива творчества, детальный анализ мировоззрения режиссера от фильма к фильму и — самый блистательный пункт программы — ответы на вопросы французских киноведов самого Александра Сокурова. В России на подобное — из-за неподъемной глобальности задачи — вряд ли кто отважился бы.

www.rg.ru